Подвесной лодочный мотор: подготовка к сезону.
Скоро начало открытия судоходного сезона. Многие владельцы катеров с подвесными или стационарными лодочными моторами могут и не подозревать о тех сюрпризах, которые их ожидают после спуска катера на воду. И первый из них – мотор просто не заводится после зимней стоянки.
Некоторые технические сервисы, расположенные на территориях яхт-клубов предлагают услуги по консервации моторов на зимний период и их расконсервацию и подготовку к работе. Но если Вы по каким-то причинам не обратились за данной услугой, а просто извлекли свой катер из воды, поставили в гараж на хранение не проведя должной подготовки.
Некоторые рекомендации по проведении подготовки лодочного мотора самостоятельно. И для начала рассмотрим, что такое лодочный мотор вне зависимости - стационарный или подвесной, 2х-тактный или 4х-тактный. Лодочный мотор - это механизм, состоящий из узлов и деталей. Деталей, изготовленных на металлообрабатывающих станках, с разрешенными допусками в микронах. Все лодочные моторы эксплуатируются в солёной или пресной воде, это агрессивная среда. И для долговечной работы двигателя следует содержать его в чистоте и тщательно за ним ухаживать. Данное требование описано во всех инструкциях и руководствах (мануалах) по эксплуатации.
С чего начать подготовку лодочного мотора? Нужно осмотреть его состояние и внешний вид. Нет ли на стыках и соединениях корпуса подтеков масла или следов коррозии. Осмотр лучше всего проводить сверху вниз.
Откройте капот мотора (1). Осмотрите все узлы и механизмы, провода электропроводки, контакты и соединения. Обратите внимание на провода высокого напряжения, на их диэлектрическую оплетку, а также на состояние высоковольтных колпачков свечей зажигания (2). Внимание обратите и на изгибы проводов. Обнаружив дефекты, все надо заменить в обязательном порядке. Затем проверните маховик, на пару оборотов (3). Во время проворачивания убедитесь в отсутствии шумов, стуков, не подклинивает ли вал двигателя. Если у вас подвесной мотор с ручным запуском, обязательно осмотрите шнур запуска, проверьте его состояние визуально, не перетерся ли, насколько хорошо прикреплен к маховику. Выверните свечи зажигания, осмотрите в каком они состоянии (4). Проверьте свечи на предмет зазора и состояния керамических изоляторов. Если зазор увеличился, а изоляторы повреждены или имеют черные или коричневые отложения, то свечи требуют замены. Конечно, можно зачистить изолятор и выправить зазор, но надежней сразу заменить все свечи комплектом.
Проверьте топливную систему, продуйте трубопровод (5). Замените топливный фильтр, проверьте бак на предмет наличия грязи, расслоения топлива, промойте его. Остатки бензина нужно слить.
В 4-х-тактном лодочном моторе обязательно проверить состояния ремня ГРМ - его натяжение, соответствие передачи фаз газораспределения на маховике и опережения угла зажигания. Также не забудьте сменить масло в картере двигателя и масляный фильтр (6).
Мотор, снабженный электростартером, подсоединяется к аккумулятору (АКБ). Клеммы кабелей должны быть плотно присоединены к аккумуляторной батарее. Батарея должна быть полностью заряженной, плотность электролита в ней должно соответствовать норме. Обязательно зарядите АКБ с помощью специального зарядного устройства.
Проверьте состояние гидравлической системы подъема лодочного мотора, уровень гидравлического масла. Если требуется - долейте (8). Проверьте все контрольные точки смазки масленок мотора. Замените смазку, двигателю это не повредит. Перед работой двигателя в агрессивной среде защиту желательно усилить, ведь при зимнем хранении смазка защищала детали только от воздушной влаги.
Обязательно меняйте масло в редукторе (9). За время хранения основной сальник гребного вала мог потерять свои герметичные и пластичные свойства по причине износа или попадания песка, гальки, лески, водорослей. В корпус редуктора могла попасть вода. Смешиваясь с водой, масло теряет свои свойства. Без масла, в воде, детали редуктора сломаются. Меняя масло, вы можете этого избежать и проверить состояние сальника.
Проверьте состояние антикоррозионных анодов на моторе. Если износ одного из них превышает 50%, то анод требует замены.
Обратите внимание на гребной винт (10). Если он имеет сколы и изгибы лопастей, его нужно менять, и совет на будущее - имейте в лодке запасной винт!
Итак, все рекоммендации выполнены, все проверено, смазано, закреплено и заменено.
Лодка на воде, и мотор можно заводить, но если после запуска мотора (примерно через две-три минуты) охлаждающая вода не пошла из контрольного отверстия, а датчик температуры подходит к критическому делению и корпус двигателя горячи - значит, крыльчатка охлаждения вышла из строя и требует замены (11). Чтобы ее заменить, нужно отсоединить редуктор от дейдвуда и снять крышку крыльчатки насоса.
Это примерные рекомендации, но лучше всего подготовку мотора к сезону поручить фирменному техническому центру и квалифицированным мастерам, которые после всех выполненных работ выдают гарантию.