Товаров: 0
На сумму: 0 руб.
Основная цель разработки настоящих Правил выработка основных требований и нормативов, предъявляемых к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России) для создания условий их безопасной эксплуатации в различных условиях обстановки при осуществлении плавания в бассейнах установленного (разрешенного) разряда.
1.1 Область распостранения
1.1.1. Правила распространяются на поднадзорные ГИМС России прогулочные (независимо от мощности главных двигателей и валовой местимости - при осуществлении мореплавания) и иные суда пассажировместимостью не более 12 человек, валовой вместимостью менее 80 т., с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также гребные лодки грузоподъемностью - 100, байдарки - 150, надувные суда - 225 и более килограммов.
1.1.2. Правила распространяются на указанные выше категории независимо от формы собственности, с момента их утверждения.
Правила допускается применять с согласия Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации для классификации судов, не перечисленных в п. 1.1.1.
Правилами регламентированы требования, при удовлетворении которых судну или другому водному транспортному средству может быть присвоен класс.
БАЙДАРКА - легкое узкое низкобортное гребное судно с острыми оконечностями, приводимое в движение двухлопастным веслом.
1.2 Определения и пояснения
ВАТЕРЛИНИЯ (WL или ВЛ) - линия соприкосновения корпуса находящегося на плаву судна с водой. Конструктивная ВЛ - основная расчетная ВЛ, лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению. Грузовая ВЛ совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Аварийная ВЛ - действующая ВЛ при получении судном аварийных повреждений корпуса с затоплением отсека (отсеков).
ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ - полный объем всех помещений судна (в куб. метрах), кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ - водоизмещение судна (тонн), оборудованного всеми механизмами и судовыми устройствами, полностью укомплектованного экипажем и пассажирами с багажом, с полным грузом, снабженного ГСМ, водой и продовольствием до положенных норм.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОРОЖНЕМ - водоизмещение судна (тонн) без груза, ГСМ, воды, судовых запасов, а также без экипажа, пассажиров и багажа.
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ - характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта, диаметр выходного отверстия которого составляет не менее 16 мм, на расстоянии 3 м под напором 10 м водяного столба.
ВЫСОТА ВОЛНЫ - расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью, принятой для водных бассейнов данного разряда.
Высота борта (D) - Высота борта теоретическая - вертикальное расстояние, измеренное отвесно по борту на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). Высота борта надводного - то же измеренное от линии предельной осадки до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). Высота борта надводного минимальная - наименьшее расстояние от действующей WL до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна.
ВЫСОТА ТРАНЦА - расстояние, измеряемое в диаметральной плоскости от верхней кромки транца до горизонтальной плоскости., проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения.
ГЛАВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - механизм, предназначенный для приведения в действие движителей судна.
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ - характеристика наружных размеров судна.
Длина - ( I ) - расстояние, измеренное па уровне грузовой WL от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна;
Ширина - ( В ) - наибольшая ширина измеренная на миделе между наружными кромками шпангоутов;
Высота борта - ( D ) - см. выше;
Осадка - ( d ) - расстояние по вертикали, измеренное на миделе от основной плоскости до грузовой WL.
ГИДРОЦИКЛ (водный мотоцикл) - бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем, предназначенное для скольжениия по водной поверхности, способное нести на борту одного или нескольких человек, предназначенное для скольжения по воде.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ Российской Федерации (ГИМС России) - государственный надзорный орган, образованный постановлением Совета Министров РСФСР от 15.06.1984 № 259 с задачей надзора в пределах Российской Федерации за правильным пользованием поднадзорными судами на реках, водохранилищах, других водоемах, во внутренних морских и территориальных водах в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды. В соответствии с возложенными на нее задачами ГИМС России осуществляет государственный и технический надзор за судами, классифицирует их, проводит технические первичные и ежегодные освидетельствования и специальные осмотры этих судов по разработанным и утвержденным требованиям и нормативам; разрабатывает другую нормативно-техническую документацию, относящуюся к обеспечению безопасности эксплуатации этих судов, осуществляет контроль за соблюдением этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ - должностное лицо ГИМС России, осуществляющий функции, перечисленные в пункте 1.2.13, имеющий право рассматривать дела и налагать административные взыскания от имени органов государственной инспекции по маломерным судам России на граждан и должностных лиц за совершенные правонарушения.
ГРЕБНЫЕ СУДА - суда, имеющие в качестве движителя весла; приводятся в движение, как правило, мускульной силой.
ГРУЗОПОДЬЕМНОСТЬ - разность между весовым водоизмещением судна порожнем, но имеющего положенное снабжение, полные запасы ГСМ, воды и водоизмещением судна, загруженного, до грузовой WL или до плоскости WL соответствующей минимальной высоте надводного борта.
ДЕФОРМАЦИЯ КОРПУСА - изменение формы и размеров корпуса, вызванное внешними силами или др. воздействиями. Различают Деформацию корпуса общую и местную, упругую и пластичную. Деформация корпуса пластичная - бухтины, вмятины и гофры.
БУХТИНА - прогиб листов обшивки, настила палубы, ограниченный соседними балками набора без их деформации.
ВМЯТИНА - такой же прогиб, но с деформацией подкрепляющего набора. Гофры - деформация в виде чередующихся удлиненных прогибов, образующих ребристую поверхность.
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - дистанционные: пуск, изменение частоты и направления вращения, а также остановка механизмов. Дистанционное управление подвесным лодочным мотором включает устройства для его запуска (остановки) и поворота), регулирования открытия дроссельной заслонки карбюратора и управления реверсом.
ИЗДЕЛИЕ - механизм, устройство, сосуд под давлением, аппарат, прибор, предмет оборудования и снабжения, на которые распространяются требования Правил.
КАТЕР - моторное судно со стационарным двигателем.
КОКПИТ - вырез или углубление в палубе маломерного судна для размещения экипажа и пассажиров.
КОРПУС СУДНА - оболочечная конструкция, подкрепленная или не подкрепленная набором, обеспечивающая плавучесть, остойчивость судна, прочность, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования и снабжения, обусловленного назначением судна. Маломерные суда- самоходные и несамоходные суда, водные транспортные и иные плавсредства (независимо от назначения, конструкции, способа движения и метода поддержания), валовой вместимостью менее 80 р.т., пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и подвесными моторами независимо от мощности.
МАНЕВРЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - данные, характеризующие способность судна набирать ход, удерживаться на курсе, изменять направление движения, двигаться по инерции и останавливаться.
МЕСТО УБЕЖИЩА - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.
МИДЕЛЬ - поперечное сечение корпуса судна, проходящее через середину его длины. Мидель-шпангоут - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ.
МИЛЯ - единица длины при измерении расстояний в море (1852,2 метра).
МОДЕРНИЗАЦИЯ - процесс переделки, в результате которого изменяются главные размерения судна или вносятся другие изменения конструктивного характера.
МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, управляемость, ходкость, плавность и амплитуда качки.
МОТОРНАЯ ЛОДКА - моторное судно, эксплуатирующееся с подвесным лодочным мотором (моторами).
МОТОРНАЯ НИША - водонепроницаемая конструкция у транца маломерного судна, образующая нишу, предназначенная для размещения подвесного лодочного мотора и обеспечения требуемой проектом высоты надводного борта.
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ДОПУСТИМАЯ - предельная величина эффективной мощности стацио- нарного двигателя ( подвесного лодочного мотора), с которым возможна безопасная эксплуатация катера (мотолодки).
НАДСТРОЙКА - закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстоянии не более 4% ширины судна (В).
НАДУВНОЕ СУДНО - маломерное судно, корпус которого состоит, в основном, из надувных элементов.
НАПРЯЖЕНИЕ БЕЗОПАСНОЕ - напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала. Значение напряжения в судовой сети или источника электроэнергии на судне не должно превышать 50 вольт при постоянном токе или 50 вольт между фазами и 30 вольт между фазами и корпусом - при переменном токе.
НЕСАМОХОДНОЕ СУДНО - судно, способное перемещаться по водной поверхности только посредством его буксировки или толкания.
НЕСУДОХОДНЫЙ ВОДОЕМ - водоем, не включенный в Перечень (список) внутренних водных путей страны, утвержденный Правительством Российской Федерации.
ОБОРУДОВАНИЕ - устройства, служащие для обеспечения работы механической установки (фильтры, радиаторы, цистерны и т.д.).
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ - технический контроль за объектами надзора, включающий в общем случае: проверку наличия предписанной технической документации, копий сертификатов (знаков) соответствия, клеймения; осмотры, измерения, проверку в действии и испытания объектов надзора; выдачу документов по результатам освидетельствования.
ОСНОВНАЯ ПЛОСКОСТЬ - горизонтальная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и плоскости мидель-шпангоута, проходящая через точку их пересечения с внутренней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с металлической обшивкой) или через точку их пересечения с внешней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с обшивкой из других материалов).
ОТКРЫТОЕ (БЕСПАЛУБНОЕ) СУДНО - судно, не имеющее водонепроницаемой палубы, равнопрочной с бортом. Разновидность - частично открытое судно-судно с кокпитом или грузовым трюмом, не имеющее водонепроницаемого закрытия.
ОТКРЫТЫЕ ОТВЕРСТИЯ - отверстия в палубе или бортах маломерного судна, не имеющие прочных водонепроницаемых закрытий.
ОТСЕК - часть внутреннего объема корпуса маломерного судна, ограниченного днищем, бортами, продольными, поперечными водонепроницаемыми переборками и палубой (если она имеется) или верхней кромкой борта (если палуба отсутствует).
ПАЛУБА - водонепроницаемое горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простирающееся по всей их длине.
ПАРУСНОЕ СУДНО (парусно-моторное судно, яхта) - судно с парусным вооружением и парусом в качестве основного судового движителя. Парусно-моторное судно, кроме того, имеет стационарный двигатель или подвесной мотор.
ПАССАЖИР - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа.
ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ - количество пассажиров, разрешенное к перевозке на маломерном судне.
ПЕРЕГОН - эпизодическое (разовое) плавание маломерного судна за пределами установленного ему района плавания (бассейна).
ПЕРЕХОД- плавание маломерного судна в пределах установленного района плавания (бассейна).
ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ (носовой, кормовой) - вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие соответственно через носовой и кормовой концы длины судна (L).
ПЛАВУЧЕСТИ БЛОК - конструктивный элемент внутри корпуса маломерного судна в виде сплошного блока из материала, имеющего плотность менее единицы.
ПЛАВУЧЕСТИ ЗАПАС - объем непроницаемой для воды надводной части маломерного судна, расположенный выше действующей ВЛ.
ПРОГУЛОЧНОЕ СУДНО - некоммерческое судно, предназначенное для безопасного отдыха на воде.
РЕГИСТРОВАЯ ТОННА - единица измерения регистровой вместимости судов, равная 100 куб. футам (2,83 куб.метра).
РУБКА - закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4% ширины судна (В) и имеющее двери, окна или другие подобные отверстия в наружных переборках.
РУЛЕВОЙ ПРИВОД (румпельный, секторный, винтовой) - механизм, назначение которого заключается в передаче усилий к рулю.
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО - устройство, обеспечивающее поворот судна. Как правило имеет: рулевой привод, ручной штурвал, передачи (штуртросовые, цепные или иные), указатели положения пера руля (аксиометры) и т.д.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (индивидуальные и коллективные) - средства, входящие в снабжение судна, предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае затопления судна (спасательные нагрудники, пояса, жилеты, круги, плоты, плотики и т.д.).
СУДНО СЕРТИФИЦИРОВАННОЕ - прогулочное судно, имеющее копию сертификата (знак) соответствия, полученную изготовителем в установленном законодательством порядке.
СУДНО В ПОСТРОЙКЕ - строящееся маломерное судно со времени закладки киля или подобной стадии постройки до времени получения судового билета в органах ГИМС России.
СУДНО В ЭКСПЛУАТАЦИИ - маломерное судно, не находящееся в постройке или капитальном ремонте.
СУДОВЛАДЕЛЕЦ - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником судна либо осуществляющее права владения, пользования и распоряжения им на основании, предусмотренным законом или договором и представляющее интересы свои или собственника в органах ГИМС.
СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ - совокупность специализированных судовых трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами, устройствами и емкостями.
СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА - совокупность приспособлений и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна. Различают общесудовые (рулевое, якорное, швартовное, буксирное, леерное) и специатьные устройства (промысловые, добывающие, для проведения изыскательских, дноуглубительных работ и т.д.).
УГОЛ ЗАЛИВАНИЯ - наименьший угол крена, при достижении которого начинается заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.
УГОЛ ОПРОКИДЫВАНИЯ - угол крена, при достижении которого под действием динамически приложенного кренящего момента судно опрокидывается.
ЭКИПАЖ СУДНА - коллектив людей, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна.
1.3 Условные обозначения и сокращения, принятые в тексте Правил
АБ - аккумуляторная батарея
ВЛ (WL) - ватерлиния
ВРШ - винт регулируемого шага
ВФШ - винт фиксируемого шага
ГБО - газобаллонное оборудование
ГВЛ - грузовая ватерлиния
ГИМС - государственная инспекция по маломерным судам
ГОСТ - государственный стандарт
ГУ ГИМС - Главное управление ГИМС России
ГСМ - горюче-смазочные материалы
ГЭУ - главная энергетическая установка
ДВС - двигатель внутреннего сгорания
ДГ - дизель-генератор
ДП - диаметральная плоскость
ДУ - дистанционное управление
ЗИП - запасные инструменты и приспособления
КВЛ - конструктивная ватерлиния
КВП (СВП) - катер (судно) на воздушной подушке
КПП - контрольно-измерительные приборы
КПК (СПК) - катер (судно) на подводных крыльях
КВТ - киловатт (единица мощности 1 кВт = 1,36 л.с.)
КПД - коэффициент полезного действия
МППСС - международные правила предупреждения столкновения судов
ОП - основная плоскость
ПЛМ - подвесной лодочный мотор
ППВВП - правила плавания по внутренним водным путям
ТУ - технические условия
ЦБС - центр бокового сопротивления
ЦВ - центр величины
ЦМ - центр масс
ЦП - центр парусности
ЦТ - центр тяжести
ЭДС - электродвижущая сила