Гидрокрыло (тюнинг ПЛМ для мотолодки).
Гидрокрыло (антикавитационное крыло) можно отнести к тюнингу Вашего ПЛМ (моторной лодки или катера). Гидрокрыло крепится на кавитационной плите в нижней части сапога ПЛМ, под водой. Каждый владелец подвесного лодочного мотора не раз задумывался над целесообразностью тюнинга. Иногда, выйдя на воду можно увидеть точно такую же технику как и у Вас, точно такой же мотор, который ведет себя по-другому. Возникают вопрос, например: почему лодка с таким же мотором и количеством людей на борту быстрее выходит на глиссирование?
Возможно, все дело в приспособлении для лодочного мотора с загадочным названием "hydrofoil" или "антикавитационное крыло" (название получено от места установки - антикавитационная плита).
Русскоязычных названий у крыльев несколько:
- антикавитационные крылья,
- гидрокрылья,
- гидростабилизатор,
- подводные крылья.
Визуально гидрокрылья можно разделить на два типа - монокрыло и стандартные крылья состоящие из двух частей. По размеру приспособления делятся на три типоразмера - для моторов до 30л.с., для моторов до 50л.с. и для моторов свыше 50л.с. Монокрылья рекомендуется устанавливать на лодочные моторы средней и высокой мощности от 50л.с. Монтаж любой модели крыльев достаточно прост: необходимо просверлить 4 отверстия в антикавитационной плите мотора, и закрепить крылья болтами.
Технические задачи, которые можно решить, установкой гидрокрыла:
1. Устранение режима дильфинирования. Когда на глиссирующем катере или мотолодке идешь по короткой волне выжимая, все имеющиеся лошади из своего ПЛМ (двигатель периодически издает звуки, как будто винт вытащили из воды и происходит сброс скорости). Этот режим часто сопровождается прорывом воздуха к винту, что приводит к эффекту временной кавитации винта и скоростному рывку на подхвате. Гидрокрыло позволяет полностью устранить этот эффект.
2. Гидрокрыло минимизирует этот вынос при движении катера или мотолодки в повороте или развороте и проскальзывание (вынос корпуса наружу радиуса поворота), давая возможность совершить спортивный разворот (поворот).
3. Гидрокрыло помогает более быстрому выходу на глиссер, однако стоит отметить что особо рассчитывать на эту способность не следует, эффект слишком незначителен. Гидрокрыло не заменит транцевые плиты.
Стоит добавить, что популярность гидрокрыльев растет. Появляются новые, совершенные модели. Бывают специальные гидрокрылья для троллинга, складывающиеся в направлении винта и создающие дополнительное сопротивление, движению катера, замедляя его скорость. Возможно, что гидрокрылья в РФ станут такими же популярными как в Финляндии, где можно встретить множество разнообразных моделей, в том числе и самодельного производства.
Подводя итоги можно сказать, что основным плюсом гидрокрыльев является обеспечение более быстрого выхода в режим глиссирования(время сокращается на 10-15%). Также применение крыльев увеличивает площадь антикавитационной плиты, что улучшает курсовую устойчивость хода лодки. Основным минусом антикавитационных крыльев можно назвать небольшое снижение скорости на 3-5%, но если стоит проблема выхода на глиссирование из-за увеличенного кормового дифферента (центр тяжести лодки смещен в заднюю часть), то установка гидрокрыльев может решить проблему. После установки крыльев центр тяжести смещается и нос лодки опускается, убирая эффект свечки.
Хотелось бы дать совет - если нет проблем с выходом на глиссирование и кормовым дифферентом, то не нужно устанавливать антикавитационные крылья в качестве эстетического аксессуара.